22 09 2012
За последние 20 лет работы с заказчиками, с проектами их домов и воплощением в жизнь разных идей я пришел к выводу, что современные заказчики, а соответственно и их дома, делятся на два основных типа в зависимости от восприятия ими окружающей их действительности. Одни воспринимают мир наивно, простодушно, в том смысле что любят окружающий мир в уверенности, что в нем победит честность, порядочность, красота, доброта и наслаждаются этим своим знанием.
Другие уверены, что мир построен рационально, в том смысле что даже красоту можно посчитать на деньги, и что наслаждение дают только деньги и их количество.
Те которые воспринимают мир, основываясь на понятиях честности и справедливости, заказывают милые уютные проекты, обычно не очень дорогостоящие. Для них важно экономить. Они могут заказать необычные предметы интерьера или необычный интерьер в зависимости от их познаний в искусстве и архитектуре и желания выделиться. Но это всегда будет сравнительно недорого.
Рациональные же заказчики предпочитают несложные линии, зализанные перетекающие поверхности, несложную, часто однотонную покраску, лаконичную мебель. Для этих заказчиков важна фирма, название которой дает представление о потраченных деньгах. Эти проекты могут быть дорогостоящими, но остаются всегда рациональными, без загадки. Эти заказчики обычно не нуждаются в каких-то знаниях в области искусства, для них главным являются техническая составляющая и название фирмы.
А как было на заре нашей цивилизации? Был ли заказчик сложнее?
Начало нашей цивилизации я отношу к 753 году до н.э., к символической дате основания Рима. На основании изучения достижений наших предков я пришел к заключению, что развитие в разных сферах жизни до ХХ1 века происходило от сложного к простому. Это касается юриспруденции, религии, искусства, архитектуры. На заре нашей цивилизации был очень сложный мир, который люди воспринимали и понимали, как данность, как естественное положение вещей. Впоследствии люди перестали видеть и понимать этот сложный мир, и на протяжении столетий стали воспринимать только отдельные его составляющие. Как будто чья-то цель была, чтобы человек отработал до совершенства отдельные элементы многогранного и сложного мира, который был известен человеку нашей цивилизации в начале его пути. Для наших предков знание, что мир многогранен и многоуровен было таким же естественным, как знание, что ночь сменяет день, а день сменяет ночь. Этот многогранный мир существовал всегда, только открывался он людям в разные исторические периоды разными гранями. На каждом историческом этапе человеку открываются только те грани, которые он должен довести до совершенства, которое в свою очередь превращается в абсурд, что и приводит к необходимости искать новые грани.
Приведу пример из юриспруденции. Изначально в Древнем Риме каждый конкретный спор рассматривался не на основании абстрактного и общего закона, а как конкретный случай со своими конкретными особенностями. Древнее право было намного сложнее современного. Постепенно, к У1 веку, за период 1300-1400 лет, римляне пришли к необходимости создать абстрактное законодательство, которое представляло собой одну грань древнего права. С У1 века человечество усердно работало по этому направлению очередные 1300-1400 лет, чтобы в Х1Х-ХХ веках создать европейские гражданские кодексы, основанные на общих абстрактных законах. Эти кодексы умещаются в одном томе, тогда как древнее право исчислялось томами. К ХХ1 веку гражданское право доводится до абсурда и становится нежизнеспособным. И тогда в европейских странах начинается новое движение в сторону права, основанного на рассмотрении конкретных случаев с использованием элементов гражданского права. Т.е. в ХХ1 веке началось обратное движение от простого к сложному. Каким будет право через 100-200 лет неизвестно, но то что оно будет выражать симбеоз знаний, полученных за последние 2800 лет, это точно. Произойдет объединение отдельных элементов в единое сложное целое, которое было известно нашим предкам. Но это уже не будем низпущенным знанием, это будет осознанным знанием.
На примере юриспруденции можно сделать вывод, что в конце ХХ века закончился период отработки человечеством отдельных элементов и начался процесс сознательного создания людьми сложного целого. Тоже развитие происходит и в архитектуре и дизайне. Всегда от сложного к простому, а потом обратно к сложному.
Уверен, что в ХХ веке закончился период отработки технических элементов в архитектуре и начался процесс соединения технических и художественных составляющих. Пик развития искусства, как художественной составляющей архитектуры, приходится на У1 век до нашей эры, потом повторяется как напоминание человечеству в ХУ-ХУ1 веках. Пик технического развития приходится на ХХ век. В ХХ1 веке начался процесс, который объединит эти составляющие, причем современный человек будет делать это объединение осознанно. В результате в архитектуре, как и в других областях, произойдет возврат к исконному сложному, но на новом осознанном людьми уровне.
Прочитайте больше
20 09 2012
Для описания отношений между архитектором и заказчиком использую сравнение Альфа Росса с игрой в шахматы из его книги «Право и юстиция». В процессе создания проекта и его реализации всегда два участника: заказчик и архитектор. Их отношения можно сравнить с игрой в шахматы. Чем выше их подготовка, чем им интереснее использовать замысловатые ходы, тем интереснее игра как для них, так и для зрителей.
Заказчик может не обладать необходимыми знаниями, но ему хочется разыграть хорошую партию. И он изучает ходы, которые ему предлагает архитектор. В этом случае в процессе познания он получает удовольствие. Если заказчику удается понять игру архитектора, то он выходит победителем в этой игре, в том смысле что создается дом, которым заказчик будет доволен, а для зрителей он будет оригинален и необычен.
Эта своеобразная игра может складываться по-разному.
Например, и заказчик и архитектор имеют скромные познания об этой игре, тогда дом получается малоинтересным и часто с проблемами; либо заказчик не знает, как играть в эту игру и не желает узнать, а архитектор мастер высокого класса. Тогда заказчик предлагает архитектору, чтобы он играл партию и за заказчика. Заказчик в этом случае не знает, ни куда он хочет идти, ни куда он хочет придти, как Алиса в стране чудес. Заказчик надеется, что после окончания партии дом ему понравится. Если архитектор будет неограничен в средствах, дом получится интересным. Но насколько он станет домом заказчика, покажет время. Может быть так, что заказчик подготовлен к игре лучше архитектора, тогда он сразу ставит мат, а архитектор становится исполнителем его пожеланий. И если заказчик по профессии не архитектор, то чаще всего из дома получается своеобразная «петрушка».
А если заказчик познал игру опытного и оригинального архитектора, будет ли архитектор с новыми заказчиками играть теми же ходами или будет искать новые? Это зависит от потенциала самого архитектора и его желания не повторяться. Соответственно и дома, которые в дальнейшем будет создавать этот архитектор либо будут повторяться, либо нет.
Вот и получается, что дома, как и игра в шахматы, различаются сложностью, замысловатостью, оригинальностью или их отсутствием в зависимости от того, кто участники в этой игре.
Прочитайте больше02 02 2012
30 01 2012
25 01 2012
02 01 2012
Экономический кризис, который сегодня присутствует в Западной Европе, почему-то рассматривается только с точки зрения экономической, что нарушены рыночные отношения спроса и предложения и имеется перепроизводство товаров и услуг. На самом же деле Западная Европа находится сегодня на пике кризиса человеческих взаимоотношений между производитетелем и потребителем. В результате вала дешевых товаров, когда вал денег делается за счет увеличения количества товаров и уменьшения его стоимости, перестала существовать кастовость производителя, когда имя производителя имело ценность, за которую и платили. Производителю стало безразлично удовлетворить потребности покупателя, для него стало главным предугадать спрос, сделать подешевле товар и продать его подороже. Нарушились человеческие отношения, когда для производителя как человека было важно, чтобы потребитель был доволен и захотел вновь обратиться к нему за товаром или услугой. Главным стало сделать деньги. Маркетинг превратился в учение о том, как продать, а не как удовлетворить спрос. Менеджеры научены работать так, чтобы любым способом «втюрить» товар, нужен он потребителю или нет. В результате человеческие рыночные отношения уперлись в бессмысленность и привели к кризису и перепроизводству бездушных и безликих товаров, а также к тому что и производитель и потребитель забыли, какими должны быть эти товары на самом деле! История повторяется вновь и вновь. Человечество забывает и вспоминает о главном, о смысле жизни, о том, что оно не может существовать только на основании математических расчетов, так как человечество живо не благодаря разуму, а во имя чувств.
Прочитайте больше
05 10 2011
Очень часто, если дом получается интересным, насыщенным деталями, люди задают вопрос: "А кто всё это сделал?" Подразумевая, что в наш век практически невозможно найти исполнителя красивых вещей. А на самом деле, кто строит и декорирует дом? Архитектор-дизайнер? Заказчик? Подрядчик? Или исполнитель (столяр, каменьщик, художник)?
Когда дом простоял века, никто не спрашивает, кто был исполнителем, потому что все знают, что этот дом построил такой-то архитектор. Архитектора-дизайнера можно сравнить с композитором, который пишет музыку, которую исполняет оркестр, которым руководит дирижер. Все говорят, что это музыкальное произведение создал такой-то композитор, а дирижер прекрасно дирижировал, исполнитель прекрасно исполнил. Разница в том, что работа по созданию дома растягивается на несколько лет, а исполнение музыки занимает несколько часов.
Так что на вопрос: "Кто создал дом?" имеется однозначный ответ: "Дом создает архитектор-дизайнер, который руководит как мыслью подрядчика, так и руками исполнителя". Под руководством хорошего архитектора-дизайнера дом может построить любой человек без специального образования, при условии что этот человек обладает огромным желанием построить и выполняет пошагово все указания архитектора-дизайнера. Так человек, который никогда в своей жизни не укладывал художественные полы из мрамора, прекрасно выполнит эту работу под руководством архитектора. Конечно, к художнику будут другие требования: художник должен иметь дар и не быть зажатым в рамки своим предыдущим образованием, художник должен быть свободен в своем творчестве, тогда он легко выполнит пожелания автора, даже если прежде никогда не выполнял таких заказов и не имел специальной художественной подготовки.
Прочитайте больше
28 09 2011
В последние десятилетия проекты, которые создают архитекторы и дизайнеры
практически невозможно отличить один от другого несмотря на то, что
предназначены они для разных людей. Сегодня любой текст из дизайнерского
журнала можно вставить в любую публикацию и никто даже не заметит, что речь
идет о совсем другом проекте. И все это называется дизайном, а авторы этих
проектов дизайнерами.
Как оценить дизайн? Существуют ли критерии для его оценки?
В первую очередь нужно определить, чем различаются проекты.
А проекты различаются фантазией автора, которая является главной составляющей проекта. Сколько нафантазировано, такой и дизайн. Дизайнерская работа имеет конкретное содержание, которое основано на фантазии автора. Дизайн может быть либо богатым по фантазии либо бедным. Что же такое фантазия автора?
Фантазия автора – это интерпретация автором элементов, форм, линий, цветовых
решений, архитектурных объемов, которые были исполнены кем-то в прошлом. Любое гениальное произведение искусства по сути есть гениальная совокупность прошлых элементов в интерпретации автора на основании его фантазии. Дизайн тем весомее, чем больше автор может рассказать о том, как им создавались конкретные элементы проекта и в чем их интрига. Если автор ничего не может сказать о содержании проекта, о замысле, об использованных приемах, о том как автор интерпретировал элементы уже известные человечеству, то можно утверждать, что в этом проекте дизайн отсутствует.
Таким образом дизайн проекта измеряется количеством использованных элементов и силой фантазии автора, который интерпретирует их с точки зрения интриги. Дизайн – это синтез автором исторических элементов и их интерпретация с точки зрения интриги, причем все элементы, особенно архитектурные, должны быть оправданы с точки зрения их целесообразности и функциональности. Пояснения своим решениям безусловно дает автор, иначе их невозможно понять. Примеров можно привести множество, начиная от домов в Помпеях. Работы художников и архитекторов Х1У века и особенно ХУ века во Флоренции изобилуют интригой, скрытым содержанием,
намеками и насыщенностью архитектурными элементами предыдущих эпох.
Произведения Сальвадора Дали насыщены интригой и фантазией, а работы дадаистов, поп-артистов представляют собой лишь форму протеста, примитивного копирования, извращения дизайна в созданных до них шедеврах.
Прочитайте больше
08 01 2010
26 05 2009