News

26 мая 2009 года в рамках Ежегодного регионального Уральского фестиваля

29 03 2009

На основании опыта работы в архитектуре, строительстве и дизайне в России и Италии, глубокого анализа исторических стилей, тенденций и направлений за последние 2500 лет Василий Рогатин сделал заявление о завершении 100-летнего периода понимания функциональной архитектуры и массового дизайна как высокого стиля. Изучив кризисные явления, наблюдаемые в настоящее время во всех областях, Василий Рогатин отметил, что глобальный кризис также затронул архитектуру и дизайн. По мнению архитектора в ближайшем будущем в постиндустриальных обществах произойдут кардинальные изменения в подходе к проектированию, дизайн будет отчетливо разделяться: на высокий дизайн и дизайн массовый, функциональный. Богатые люди будут заказывать только Высокий дизайн, что и вызовет расслоение общества не по количеству денег, а по стилю. В высоком дизайне обязательно будут присутствовать: историчность архитектоники, осмысленность деталей, органические материалы, платоновская философия пространства и красоты, и обязательно - мировоззрения заказчика. Василий Рогатин трактует дизайн интерьера как науку об оптимальной среде обитания для человека, в которой Творцом является Заказчик, а создателем - дизайнер-архитектор. В ХХI веке требования к дизайнеру неимоверно возросли. Дизайнер должен обладать обширными знаниями в области истории искусств, технологий, материаловедения, сопромата, строительства, психологии, а также чутко следить за тенденциями на рынке, чтобы быть востребованным заказчиком. Сегодня богатый заказчик не нуждается в услугах того дизайнера, который может только выбрать мебель и предметы интерьера по каталогу, так как при развитом Интернете заказчик это может сделать самостоятельно. Высокий дизайн - это не модное явление, которое переменчиво. Мода отражает эмоциональный фон общества в данный, конкретный момент, а стиль отражает философию и уровень развития заказчика. С тем чтобы заказывать высокий дизайн, заказчикам, в свою очередь, придется изучать историю искусств, исторические стили в архитектуре и искусстве, философию, историю мироздания и своей семьи. Заказчик научится ценить себя и свою семью превыше всего, что и найдет отражение в его интерьерах. Дизайнер, работающий в высоком стиле, должен проектировать абсолютно всё: от детали до общего пространства, насыщая его философией заказчика. Интерьер высокого дизайна всегда отличается философией, заложенной в нем. Философия пространства или интерьера - это знания, мировоззрения, отношение к красоте, творческий потенциал самого дизайнера и мировоззрения заказчика. Если такие понятия, как знания и творческий потенциал, не требуют разъяснения, то понятие отношения к красоте достаточно сложно. Это одно из главных понятий, которым должен руководствоваться дизайнер при создании высокого дизайна. С древних времен этот вопрос волновал всех философов. По сути люди по своему отношению к искусству и красоте делятся на три категории: согласно Платону, Аристотелю и Плинию Старшему. Платон (5 век до н.э.) говорил, что существует идеальный мир, мир идей, т.е. мир абсолютной красоты. Цель искусства - отразить эту красоту в мире вещей. Чем ближе к идеалу, тем красивее. Платон об этом говорил в то время, когда греческое искусство переживало пик своего развития. Искусство этого периода служило эталоном для оценивания всех произведений искусства на протяжении последних 2500 лет. К стилям, в основе которых лежит философия Платона, относятся: искусство Древней Греции, Римской империи, Ренессанс, неоклассика. Аристотель (4 век до н.э.) считал, что идеальный мир существует. Но в искусстве человек не просто отражает этот мир, а трансформирует его через себя, создавая новый мир. Такая философия лежит в основе таких направлений, как дадаизм, конструктивизм, деконструктивизм. Например, конструктивисты ставили цель "напугать саму природу" революционностью и агрессивностью. Плиний Старший (1 век н.э.) считал, что человек все черпает из природы, которая и является идеалом и эталоном красоты. Эта философия лежит в основе таких направлений как романтизм, импрессионизм. По мнению Василия Рогатина новый высокий дизайн ХХI века будет основываться на философии Платона, приверженцем которой и является сам архитектор. На семинаре особое внимание было уделено роли заказчика при создании высокого стиля. Согласно Василию Рогатину, чем образованней заказчик, чем его духовный мир богаче, тем больше вероятность создать достойный интерьер. Высокий дизайн - всегда пронизан информацией о заказчике. Не только о его привычках и пристрастиях, но и его мировоззрением. Высокий дизайн должен основываться на классических принципах: метрической соразмерности пространства и его компонентов человеку; цвета, линии, формы всегда должны быть оптимальны для визуального восприятия опять-таки человеком; в центре всегда должен быть человек и делаться этот дизайн должен для человека. Были приведены примеры: в Древней Греции в перистиле диаметр угловых колонн делали больше диаметра остальных колонн для того, чтобы человеческий глаз читал их одинаковыми. Используя энтазис колонн, утолщение колонны на высоте 1/3 от низа колонны, древние греки добивались того, что человеческий глаз читал эту колонну ровной, а не вогнутой, что происходит при отсутствии энтазиса. Была подчеркнута важность знания дизайнером, работающим в высоком дизайне, исторических стилей. Говоря об исторических стилях, Василий Рогатин высказал свою точку зрения на их понимание. Согласно архитектору, историческими могут называться стили в архитектуре и искусстве до 17 века. Чтобы считаться историческим: 1/ стиль должен отражать идеологию государства или церкви и иметь четко выраженные характеристики, роль которых в утверждении этой идеологии; 2/ стиль должен пройти трехфазное развитие: ранняя фаза, зрелая и упадок. Все остальные проявления в архитектуре и искусстве Василий Рогатин называет тенденциями или направлениями, которые могут быть прекрасными, но для истории они не являются знаменательными. К историческим стилям Василий Рогатин относит: 1/ классическую архитектуру Древней Греции, 2/ архитектуру Римской империи; 3/ романскую архитектуру, 4/ византийскую архитектуру, 5/ готику, 6/ ренессанс, 7/ барокко. Именно эти стили должен изучать дизайнер, чтобы иметь солидную информационно-энергетической базу, необходимую для создания интерьеров и пространств. Далее Василий Рогатин дал краткую характеристику основным тенденциям в архитектуре и дизайне в конце ХIX - ХХ веках. Архитектура и дизайн, начиная с 17 века, согласно Василию Рогатину, становятся проще, все компоненты расчленяются на отдельные части. Доходит до того, что главным становится линия или просто функция. Был приведен пример, когда Пит Мондриан (представитель известнейшего в ХХ веке направления "ДеСтиль") поссорился со своим партнером Тео ван Дуйсбургом из-за того, что Мондриан считал, что в высоком дизайне линии могут быть только вертикальными и горизонтальными, а Дуйсбург выступал за диагональные линии. Интерьеры последнего времени многие вообще решали за счет цвета. А иногда и цвет был один - например, белый. При этом философски обосновывалось, что белый цвет - это совокупность всех цветов, а значит, это самая глубокая философия. Начиная с конца Х1Х века, интерес покупателей раздвоился между архитектурой и интерьерами в стиле эклектики исторических стилей для богатых, образованных людей, и традиционной архитектурой как либерти, арт-нуво для зажиточных людей. Для бедных людей, как и в прежние времена, оставалась вернакулярная архитектура, когда человек строил сам из материалов, которые смог купить. В 20-х годах ХХ века в результате индустриализации и развития городов все больше людей стали получать возможность жить отдельными самостоятельными семьями. Появилась потребность в быстром дешевом жилье,которое и было предложено таким направлением, как Баухаус. Главной целью стало быстро обеспечить дешевым жильем наибольшее количество семей. Это строительство стало приносить самые высокие доходы! В моду были введены низкие потолки, здания из бетона, серая покраска стен, ленточные окна. Все стало одинаковым. Функциональные архитектура и дизайн, одинаковые для всех, стали заказывать и богатые заказчики, называя их высоким дизайном. Мебель и предметы интерьера для богатых и бедных стали одинаковыми по форме, цвету, набору. Различаются они только по стоимости материала и по фирме-производителю. Например, в конце ХIХ века, когда были введены металл, цемент, стекло, эти материалы для частных домов не использовались, потому что считались непригодными для жилого помещения. Общественные же здания из этих материалов обязательно украшались статуями, деталями, декором. За сто лет разучились украшать, разучились делать дорого. В настоящее время дома богатых людей делаются из бетона и цемента с большими стеклянными поверхностями, практически однотонными, и все это называется высоким стилем. Стало неинтересно приобретать новые предметы, так как они перестали нести новую информацию, кроме как о количестве денег. Стремление окружить себя вещами и предметами, которые несли бы информацию об их владельце, о его знаниях, философии, образовании, стало чуждым многим. Естественно, что при отсутствии образования и культуры человек покупает вещи, простые для понимания, но модные и технологичные, в которых информативная составляющая обесценена. В результате предметы интерьера упростились до примитивизма, а сами интерьеры "зашли в тупик". Человеческий глаз устал от простоты и одинаковости, а заказчики устали от лжи и бездушности своих домов. Заказчики вновь захотели создавать дома, которые будут здоровыми для жизни и которые они смогут передавать по наследству своим детям и внукам. Пришло время для сложных форм, линий, цветов и декорирования. Пришло время разделять интерьеры и архитектуру не по стоимости, а по информативности, по философии, по осмысленности. Пришло время различать архитектуру и интерьеры для элиты, которые могут существовать в единичном экземпляре, и архитектуру и интерьеры для масс, которые могут массово копировать элементы высокой архитектуры. В элитных интерьерах и архитектуре должны быть загадки, интриги, связь человека с историей. Все это необходимо для того, чтобы у людей появилось стремление к развитию, к знаниям, а не к простому деланию денег. Каковы же тенденции в архитектуре и дизайне интерьера в ХХI веке? Василий Рогатин убежден, что наступает хорошее время для дизайнеров и творческих людей. Сегодняшний кризис в постиндустриальных обществах свидетельствует об их переходе в новую фазу развития - информационно-креативную, в которых главным товаром станет информация и креативность, основным производственным ресурсом станет квалификация людей. В архитектуре будет преобладать значимость энергосберегающих технологий, будут строиться биодома. Главным станет не капитал, а ноу-хау, которое будет притягивать необходимый капитал. Что касается предметов интерьера, то стоимость товаров массового производства существенно снизится, а стоимость и ценность малосерийных товаров и товаров, сделанных художественно вручную, наоборот, возрастет. Наступает эра обществ профессионалов, в которых основным классом будет класс интеллектуалов, а власть будет принадлежать — интеллектуальной элите. Разделение общества на слои будет происходить по признаку образованности и информированности. В высоком дизайне будут востребованы: - фундаментальность и художественность; - насыщенность деталями; - дорогие натуральные материалы; - исторический подход при проектировании интерьера; - росписи, мозаики, витражи; - будут введены биосистемы и системы возобновляемых энергий; - присутствие в интерьерах мировоззрений заказчика. В заключении Василий Рогатин продемонстрировал некоторые свои работы, сделанные им в Италии. Были показаны фотографии: 1. флорентийской квартиры; 2. дома и парка в Анконе (Италия); 3. этапов работы с производителями по созданию столов, диванов и пр. предметов интерьера.

Concept&Design MediaFarm©2008
  Vasili Rogatin - Architetto & Designer